суббота, 23 августа 2008 г.

Предисловие к Школе (ч.1)


II. От авторов. Предисловие к Школе. (ч.1)



В многотысячелетней исторической трагедии,
для масс населения полной крови, страданий,
преступлений, нищеты, тяжелых условий жизни,
которые мы называем всемирной историей,
многократно возникал вопрос о лучшем
устройстве жизни и о способах, которыми можно
этого достигнуть. Человек не мирился с условиями
своей жизни. (1)


И опять Он начал учить…


Знаю, что много, много людей, особенно из числа так называемых образованных, заглянув в это мое писание и, поняв, о чем идет речь, только пожмут плечами, презрительно улыбнутся и не станут читать дальше.
Знаю, что это так будет, во-первых, для людей, называемых учеными и знания которых не сходятся с тем, что я говорю, во вторых, для людей, находящихся в увлечении деятельностью правительственной или революционной, которым это мое писание ставит дилемму: признать нелепостью или то, что они делали и делают годами и ради чего пожертвовали столь многим, или то, что я говорю. Будет это так и для многих людей так называемых образованных, которые в самых важных вопросах жизни привыкли, не думая своей головой, усваивать мнения, исповедуемые окружающим большинством, оправдывающие их положение. Но знаю, что все люди, самобытно думающие, а также и большинство рабочих людей, не испорченных еще тем нагромождением пустых и ложных, знаний, которое называется в наше время наукой, будут со мною. Знаю это потому, что в наше время, как для самобытно мыслящих людей, так и для огромного большинства трудящихся рабочих, становится с каждым днем все более и более очевидным и неразумие, и безнравственность причиняемых ими самим себе ненужных страданий. И те, и другие не могут уже в наше время не признать, наконец, ту простую и режущую теперь глаза истину о том, что для улучшения жизни нужно только одно: перестать делать то, что причиняет эти страдания.
Казалось бы, что те внешние условия, в которых находится человечество нашего времени, должны бы были довести его благосостояние до высшей степени. Земель, пригодных для обработки, доступно людям столько, что все люди могли бы с избытком пользоваться на них всеми благами жизни. Средства передачи мыслей и передвижения (печать, почта, телеграф, железные дороги, паровые и электрические двигатели, аэропланы и др.), т.е. средства того, что более всего содействует благу людей, средства единения, доведены до высокой степени совершенства. Средств борьбы с природой, облегчений труда придумано столько, что казалось, все люди могли бы пользоваться полным удовлетворением своих потребностей без напряжения труда, лишающего досуга и разрушающего здоровье. Все есть для того, чтобы благо людей увеличивалось, а вместо этого люди нашего времени страдают, мучаются и телесно и духовно, как никогда в прежние времена не страдали и не мучались, и страдания и мучения эти растут с каждым годом.
Скажут, страдания свойственны вообще жизни людей. Да, страдания свойственны, но не те страдания, которыми страдают теперь люди нашего мира. Свойственны жизни человеческой страдания внешние, всякого рода болезни, наводнения, пожары, землетрясения, засухи, свойственны также и страдания случайные, временные, от войн или жестокости некоторых правителей, но не те страдания, которыми, не переставая, страдают теперь все люди. Страдают теперь все люди: и те, которые властвуют или прямой силой или богатством, и те, которые с неперестающей ненавистью несут свою зависимость от властвующих и богатых, и страдают все уже не от внешних причин, не от землетрясений и наводнений, не от Неронов, Иоаннов Четвертых, Чингис-ханов и т.п., а страдают друг от друга, страдают от того, что все разделены на два враждебные, ненавидящие друг друга стана: страдают одни от зависти и ненависти к тем, кто над ними властвует, другие от страха и тоже презрительного недоброго чувства к тем, над кем они властвуют, страдают и те, и другие от сознания непрочности своего положения, от той не перестающей, временами вспыхивающей и проявляющейся величайшими жестокостями, но никогда не перестающей глухой борьбы между двумя ненавидящими друг друга лагерями. Страдают особенно жестоко преимущественно от того, что и те, и другие в глубине души знают, что причина их страданий в них самих, что им можно бы было избавиться от этих наносимых самим себе страданий, но и тем и другим кажется, что они не могут этого сделать, что виноваты не они, а враги их, и тем с большим озлоблением нападают друг на друга, и тем все больше и больше ухудшают свое положение. (2)


Избавиться от страданий, но как? Да и возможно ли это в таком глобальном масштабе, о котором говорит классик? Многие, кто задумывался над этим вопросом, уже попытали счастья разными способами: погружаясь в философию и осваивая оздоровительные техники, принимая груды транквилизаторов и ведя душеспасительные беседы с психоаналитиками, презирая все законы и ударяясь в религии, - но мало кто с уверенностью может сказать о разрешении своих проблем и сомнений.

Разве не зло, буйствующее сегодня в мире, сдерживает откровение и раскрытие духовной жизни? Это зло является результатом неправильных представлений и ошибочной ориентации человеческого ума, акцента на материальных вещах, который нарабатывался веками взаимной конкуренции; оно вытекает из неспособности религиозных организаций во всем мире сохранить истину в ее чистоте и избежать того фанатического представления, что чья-либо индивидуальная интерпретация истины обязательно должна быть единственно правильной. Теологи боролись (с искренним намерением) за словоформы, которые, как они полагали, являются единственной истиной и правильной формулировкой божественной идеи, однако Христа за словами забывали; церковники употребляли усилия и организаторские способности, изыскивая средства для постройки каменных зданий, в то время как дети Божьи ходили голодными, не имея во что одеться, и теряли веру в божественную любовь.
Сегодня люди везде готовы к свету, они ожидают нового откровения и нового домостроительства; человечество настолько продвинулось по пути эволюции, что его запросы и ожидания облечены не только в термины материального улучшения, но и в термины духовного видения, истинных ценностей и правильных человеческих отношений. Люди требуют наставления и духовной помощи наряду с необходимыми пищей, одеждой и возможностью работать и жить в условиях свободы; они сталкиваются с голодом на обширных территориях мира и все же чувствуют (такой же пугающий) голод души. (3)


1. В.Вернадский. Научная мысль как планетарное явление.
2. Л.Толстой. Неизбежный переворот.
3. А.А.Бейли. Зов иерархии. - Мн.: Издатель Л.А.Филимонова, 1999, стр. 364.


Учение СП

Комментариев нет: